18 ноября 2008 года парламент Крымской Автономии предложил высшим органам власти Украины утвердить мусульманские религиозные праздники «Курбан» и «Ораза» в качестве государственных на всей территории республики. Христиане протестовали – но безуспешно…
Крымские республиканские депутаты явили миру пример толерантности и веротерпимости.
Мусульман в автономной республике порядка 13% населения, если считать всех крымских татар мусульманами и не считать мусульман всяких иных национальностей. (На самом деле не все татары исповедуют ислам: среди них есть и безбожники, и христиане, и язычники… Но зато по всему Крымскому полуострову есть некоторое количество мусульман волжско-татарской, азербайджанской и других национальностей. Так что принять при расчётах численность мусульман равной численности крымских татар в первом приближении можно.)
И вот ради 13% населения всем 100 процентам предлагается праздновать Курбан и Оразу. Что ж это за праздники такие, остальным 87 процентам незнакомые, но настоятельно рекомендуемые?
Курбан-байрам – в переводе с крымскотатарского означает «Праздник жертвоприношения». В этот день мусульмане поминают добрым словом Ибрагима (Авраама, Абрама), коему Аллах (Иегова, Яхве, Саваоф) повелел принести в жертву своего сына Исака (Исаака). Согласно ветхозаветной легенде, равно чтимой иудеями, христианами и мусульманами, Ибрагим обманом завёл своего сына на жертвенное место, связал его и уже занёс нож, но в последний момент Аллах смилостивился над рабом своим и заменил Исаака барашком. «Я всё сделаю ради Господа, даже если он потребует убить своего сына… Но Он, милостивый и милосердный, ниспошлёт мне отраду за верность мою», - такой смысл вкладывают в Курбан мусульмане. И режут барашков.
Ораза-байрам – в переводе значит «Праздник разговения». Речь идёт об окончании большого мусульманского поста и о начинающихся с этого момента радостях скоромной (не путать со скромной) жизни. Оразу ещё называют Праздником малой жертвы. Смысл в это вкладывают такой: «Жертвуя малой радостью ежегодно и столь же ежегодно празднуя разговение, я напоминаю себе о будущей Великой Жертве, после которой ждёт меня Великая Радость». Атрибуты Оразы похожи на Курбан: та же мечеть, тот же барашек, те же мясные блюда…
В общем, ничего страшного. Ничего более страшного, чем вид острого ножа и блеяние обречённого барана. Такое можно увидеть в любой овчарне. Что кровопролитие освящается – в том также нет ничего эдакого. Освящение проливаемой крови свойственно всем авраамическим религиям.
Так, ритуальные умерщвления через кровопускание практиковали (и, быть может, поныне практикуют) последователи некоторых направлений иудаизма. В большинстве случаев так умерщвляют животных. Однако, ещё Владимир Даль в своей «Записке о ритуальных убийствах» приводил примеры того, как иудеи приносили в жертву людей иного вероисповедания.
Христиане – напротив: считали кровопролитную смерть благородным делом и кого попало казнить пулей или секирой не велели. Еретиков, колдунов и всяческих язычников они предпочитали сжигать. А вот ритуальное питие Крови Христовой – во все времена суть неотъемлемая составляющая обряда святого причастия.
Своеобразно христианское восприятие жертвы: согласно христианским догматам, единой искупительной жертвой за все грехи человечества стала смертная казнь Иисуса через распятие. При этом пролитие Крови Христовой производилось в несколько этапов: (1) при бичевании его на приёме у Пилата, (2) на бичевании у царя Ирода, (3) на прибивании гвоздями к орудию казни и (4) при пробе на кровотечение.
То есть негодование христиан в связи с предлагаемым утверждением Праздников Жертвы в качестве государственных следует понимать не как неприятие жертвоприношений как таковых, а как ощущение оскорбления памяти о Сыне Божьем через принесение в кровавую жертву животного.
Хотя, по-хорошему, христиане должны бы вместе с мусульманами резать барашков, празднуя чудесное помилование Исаака, сына Авраама, коего христианский Бог-Отец Саваоф милостиво спас от им же истребованной казни. Ведь христиане тоже признают священность Ветхого Завета!
Потому поддержим мусульман Крыма в выдвинутом ими требовании равноправия религий. Если христианские праздники сделали государственными – то почему не исламские?
Ведь «Новый год» (и «старый», который 14 января, и официальный, который 1 января) – это не что иное как Обрезание Христово. Раз уж народ, не практикующий обрезание крайней плоти, празднует годовщину чужого обряда обрезания – то чем это отличается от празднования годовщины чужого обряда принесения сына в жертву?
Кстати, о праздниках на тему принесения сына в жертву. О Пасхе, в частности. Пасха – это праздник, своим происхождением обязанный совсем не украинской и не крымской земле; и основные фигуранты иерусалимских событий двухтысячелетней давности отнюдь не приходятся роднёй ни славянам, ни тюркам… Так чем же Пасха нам родней Курбана? А ничем. Она в той же мере импортная.
Другое дело – Наврез, он же Навруз, он же Новый День или Навий День. Этот праздник, ныне распространяющийся по свету вместе с мусульманами, на деле является общим родовым праздником всех арийских народов. Пророк Мухаммед, которого персы поздравили с Наврузом, был настолько впечатлён, что произнёс: «Хорошо бы каждый день стал Наврузом!» Так что ж это за праздник такой – языческий по происхождению и притом освящённый Пророком?
В день весеннего равноденствия (астрономически это 21-22 марта; но дата может чуть-чуть «плавать» у разных народов и в разные годы) принято собираться всем ныне живущим семейством, поминать своих предков, что ушли Путём Нави, и славить новую весну, новую жизнь во славу Рода.
Вот эта мысль – слава и единство Рода, крепость семьи, память о предках и забота о потомках – может и должна стать общенародной, общегосударственной, объединяющей.
Посему именно Навруз (Наврез, Навий День, Новый День) правильно будет сделать общегосударственным праздником. И не только в одном Крыму, а во всей Украине.
Под чем и подписываюсь:
Дмитрий Киселёв.
|