Владимир - креститель Руси.
Первый официальный представитель христианства на Руси - святой Владимир Креститель, в первом же упоминании о нем в Лаврентьевской летописи, сравнивается со своим еврейским прототипом - святым Соломоном, сыном Давида: "Был же Владимир побежден похотью женскою.. наложниц у него было 300 - в Вышгороде, 300 - в Белгороде и 200 на Берестове... И был он ненасытен в блуде, приводил к себе и замужних жен и растлял девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц..."
Отец Владимира - Святослав, также был многоженец и также, как это происходило в семье Давида и Соломона - первых еврейских царей, в его владениях шли беспрестанные братоубийственные войны за престол. Старый Завет сообщает, что каждое из племен Израйлевых проживало в собственном городе и также делилось на две части, наследную и не наследную, т.е. на избранных и простых, но при этом все были друг другу братья и сестры, как это принято в гаремах и у христиан.
Мать князя Владимира - Малуша была ключницей княгини Ольги, по национальности хазарка. Хазары - родственники евреям; у тех, и у других, главной религией была изначально - иудейская. Отцовская линия Владимира, как и всего рода Рюриковичей сегодня еще официально не доказана, но согласно проповедуемой ими религии, фактора по тем временам чрезвычайно важного, - это хазары.
Современники Владимира говорили, что его детей пол Киева на печах сидит. Основная масса людей древнего Киева располагалась на Подоле, очевидно там более всего сохранились потомки "святого" Владимира, они преимущественно еврейской национальности. Летописи упоминают дважды - в 1146 и 1151 гг. - Жидовские ворота, причину существования которых "История Киева" И.И.Артеменко связывает с существованием еврейского поселения. Во время монголо-татарского завоевания и после него, еврейские фамилии показывают самых влиятельных и богатых людей Киева - бояр, купцов, землевладельцев (Крикуновичи, Кошколдовичи, Шаул (Саул), Мелешковичи, Полозовичи, ...).
Были у "святого" князя Владимира и наследственные жены, разных национальностей исключая славянок. Лаврентьевская летопись сообщает: "Вот какие были у него супруги: половчанка Рогнеда (дочь половецкого князя Рогволода), от нее имел четырех сыновей: Изеслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и две дочери; от гречанки имел - Святополка; от чехини - Вышеслава, от другой - Святослава и Мстислава; от болгарыни - Бориса и Глеба". После его смерти, претенденты на власть устроили большой скандал в Киеве, борясь за киевский престол.
"Святой" Владимир был канонизирован христианством византийских греческих евреев уже тогда, когда он внес свой значительный вклад в византийскую идею, завоевания славянских народов средствами христианской идеологии. Ни один славянин не был канонизирован в христианские святые, потому что ни один славянин не имеет еврейских предков, как на этом настаивают библейские идеологи. Князь Владимир при крещении получил имя Базилиус (Василий), ему была вручена металлическая печать греческого архонта. Масоны на тысячелетний юбилей крещения Руси, построили ему в Киеве, "Владимирский собор" и памятник с вложенным ему в руки католическим крестом. Это показывает что "святой" Владимир - у масонов, фигура заслуженная.
Посвящения в высокие степени у египетских жрецов и христиан, содержат церемонию вкушения пшеничного хлеба и вина, что называется "Причащением". В самом древнем из сохранившихся, Софийском соборе Киева (XI в.), есть мозаичная композиция "Евхаристия" (Причащение апостолов), говорящая, что церемония опьянения - это святое действо христианской церкви. Летописи рассказывают о знаменитых воскресных пирах, устраиваемых Владимиром. И.И.Артеменко сообщает: "Больше чем монеты, степень регулярности торговых отношений Киева с Византией и ее колониями, отражают находки амфор. Они обнаружены в культурных слоях Верхнего города, Подола, Копырьевого конца, окольных районов. Наблюдения, во время раскопок Подола показывают, что поступление византийских амфор в Киев происходило в течении X-XIII вв., с нарастанием". В Киеве того времени еще не умели делать пригодного для питья вина, у язычников почитался трезвый образ жизни и пили они медовый квас (брага - тюркский напиток). Поэтому Владимир возил вино из Византии и умер после хорошего застолья от отравления, похоже от алкогольного. Его нашли на третий день после "евхаристии", распухшим до такой степени, что для того, чтобы вытащить его из спальни, выбивали кирпичи дверных проемов. Со времен Владимира, христианские князья развлекали себя не только пирами и сексом, они без всякой меры строили церковные храмы, которые считали символом своего величия. Расходы на строительство ложились на плечи простых людей, ставя их на грань существования.
Владимир впервые на Руси стал отнимать землю у малоимущих земледельцев. В своем "Земляном уставе" он в качестве наказания, предусматривал смертную казнь. Много беды натворила и его варяжская дружина, - при расправах с язычниками. Не только Киев, а и "Новгород крещен силой, Путята (тысячный Владимира) крестил мечем, а Добрыня - огнем". Киевляне говорили: "Владимир убил своего тестя Рогволода и его двух сынов, а в Киеве убил своего родного брата Ярополка. Вчера, он из Новгорода привел в Киев варягов, а сегодня греков.
В знаменитом "Слове о законе и благодати" Иллариона - первого русского митрополита (1051-1054 по романовской хронологии) приводится подлинный древнерусский текст: "И вера во вся языки простреся и до нашего языка русьскаго и похвала кагану нашему Володимиру, от него же крещени быхом". Великого князя Владимира, называл каганом - глава русской церкви, а каганами назывались именно хазарские князья.
Б.Башилов в книге "История русского масонства" пишет: "Впервые национальные интересы русских и евреев сталкиваются в эпоху Киевской Руси, когда в южнорусских степях возникает сильное хазарское государство, и его господствующий класс - каганы, принимают иудейство. Это вселило веру в рассеянных по всему свету евреев, что хазарский каганат станет второй Палестиной и евреи стали стекаться в Хазарию. Видные евреи находятся в переписке с хазарским каганом Иосифом, это свидетельствует хранящееся в Британском музее письмо испанского еврея, казначея одного из мавританских халифов в Испании. Одно время хазары подчиняют многие славянские племена Киевской Руси и отношения между киевлянами и евреями обостряются настолько, что уже в XII в. по смерти князя Святополка, в Киеве возник погром евреев, вызванный привилегированным положением евреев в правлении этого князя. Знаменитый проповедник Киевской Руси Илларион обличал в своих проповедях поведение живших в Киеве евреев. Недоброжелательное отношение к евреям возникло потому, что они в Корсуни и др. городах на побережье Черного моря занимались скупкой плененных кочевниками русских, которых продавали в рабство. Этот факт засвидетельствован и в житии преподобного мученика Евстрата".
"Святой" Владимир и его род Рюриковичей, под контролем Византии, практически уничтожили древнюю славянскую культуру, избавив славян от летописей, которые вели язычники (дощечки, берестяные грамоты, узелковое письмо), вместе с самой письменностью. "Святой" Владимир поменяв славянам их древних предков на еврейских, ему более близких, продемонстрировал другой образ жизни, явно не славянский.
Андрей Боголюбский.
Фаина Гримберг, в книге "Рюриковичи" пишет: "Выдающиеся заслуги в освоении северо-востока принадлежат старшему сыну Юрия Долгорукого, Андрею Юрьевичу, прозвание которого было - Боголюбский. Известная во многих подробностях жизнь Андрея Боголюбского отражает многие особенности существования Рюриковичей и их владений. Обнаружено захоронение, и найденный скелет считается именно его скелетом. Этот скелет был исследован патологоанатомом Д.Г. Рохлиным и принадлежит человеку убитому посредством нанесения множества ран. Андрей Боголюбский страдал каким-то костным заболеванием, вследствие чего голова его постоянно была как бы задрана, что производило на современников впечатление "гордости". Антрополог М.М. Герасимов, известный своими "реконструкциями по костным останкам", реконструировал портрет Андрея Боголюбского. Получился старый человек, глядящий злобно и вместе с тем пытливо, в лице его явственно выражены монголоидные черты, что впрочем, не так удивительно, ведь Андрей Боголюбский был сыном Юрия Долгорукого от брака с дочерью половецкого хана Аэпа. В своих беспрерывных военных конфликтах Андрей Боголюбский несколько раз опирался на половецкую помощь; вероятно, "бабкин род" оказал поддержку и его сыну Юрию (Георгию) Андреевичу. Вся жизнь Андрея Боголюбского прошла в войнах, длительное время он был помощником своего отца. Даже самое первое упоминание об Андрее Юрьевиче в летописи связано с борьбой за киевский стол Юрия Долгорукого и его племянника Изяслава Мстиславича, нарушившего "лествичное" (родовое) право и занявшего престол в Киеве, когда были живы еще дядья, Юрий и Вячеслав. Андрею Боголюбскому удалось подчинить себе рязанских, смоленских, полоцких Рюриковичей; он с переменным успехом вел войны с волжскими болгарами, продолжая борьбу Рюриковичей за Волгу-Идыл. Несмотря на то, что Андрей Юрьевич ходил походами на Киев и разорил город, но киевский стол не имел для него такой притягательной силы, как для его отца. Какую-то роль здесь сыграла и его связь с материнским родом; во всяком случае, на юге он явно чувствует себя чужим; летопись сохранила его слова, обращенные к отцу: "... нам нечего делать в Русской земле". Значит, "Русская земля" - это именно юг...
Андрей решил создать свою "Русскую землю", не южную, а северо-восточную, не Киево-Черниговскую, а Владимиро-Суздальскую. В дошедших до нас сведениях об устроении Андреем Владимира, явно видно его намерение противопоставить новую столицу Владимир "старому" великому столу, Киеву. Андрей желал, чтобы Владимир приобрел все внешние признаки стольного города. По его приказу был создан детинец (кремль) Владимира, т.е. город укрепился в качестве крепости; так же как и в Киеве, во Владимире было построено двое ворот - "золотые" и "серебряные". В параллель Софии Киевской заложена была церковь Успения Богородицы, богато украшенный центральный, "столичный" храм, духовенству которого Андрей пожаловал земельные наделы и часть доходов со своих владений. Новое государство с новым великим столом должно было обретаться под особым божественным покровительством. Отсюда легенда об иконе Богоматери древнего письма, якобы написанной с натуры евангелистом Лукой, которая сошла с церковной стены в Вышгороде (княжеской резиденции под Киевом), когда Андрей решил идти на северо-восток. Конь, на котором везли икону, остановился в одиннадцати верстах от Владимира, именно на этом месте князь приказал строить свою резиденцию - Боголюбово. Икона эта существует и ныне, известна под именем "Владимирской" и является одной из важнейших русских святынь. Предание о ее "желании" идти с юга на северо-восток было, по всей вероятности, написано духовными лицами по непосредственному заказу князя и затем распространилось в народе. Андрей Юрьевич представлял собой классический тип "одинокого волка", старого тирана, запершегося в своем логовище и совершенно справедливо не доверяющего никому, и ждущего всевозможных козней и заговоров. В своем городе, князь не чувствовал себя в безопасности и предпочитал жить в укрепленном Боголюбском замке. Там он и был убит. Его тело было погребено в Успенском соборе.
Можно предположить, что дочь половецкого хана, мать Андрея, не была венчанной женой Юрия, и возможно сам факт рождения от разных матерей еще более разделял Рюриковичей и формально способствовал конфликтам, при отстаивании права на власть. Юрий имел и законную венчанную супругу, причем весьма престижного происхождения: дочь византийского императора Иоанна Комнина, она приходилась сестрой и следующему в династии Комнинов, Мануилу. Из сыновей Юрия Долгорукого Михаил и Дмитрий, вероятно ее сыновья. Согласно летописи, вскоре после смерти отца, Андрей Юрьевич изгнал мачеху и ее сыновей. Они уехали в Константинополь, но спустя приблизительно десять лет, Михаил и Дмитрий вернулись. Примерно в 1169 г. Дмитрий участвовал в походе Андрея на Киев.
Андрей Боголюбский был признан церковью святым и сделался третьим по счету "святым мучеником власти" в уже начавшем существовании пантеоне русских святых. "Законность" Андрея в качестве правителя основывалась, по всей вероятности, на совершенных над ним неких обрядах (типа более позднего "помазания на царство") и также на том, что в его владениях находились "материальные реалии власти".
Александр Невский.
Фаина Гримберг, в книге "Рюриковичи"пишет: "Весной 1223 г. монголы уже стояли на берегах Дона. Половецкий хан Котян перешел Днепр и попросил о помощи своего зятя Мстислава Удалого, поклонившись ему "конями, вельбудами, буйволами и девками". На внучках Котяна, Анне и Феодосии, были женаты Даниил Галицкий и Ярослав-Феодор. Александр Невский приходился Котяну правнуком.
"Центром подчинения" стала северо-восточная Русь - владения Ярослава-Феодора. В летописях писалось: "В лето 6765 (1257) поидоша вси князи в Орду, чтив Улавчия и вся воеводы его, и возратишася во свояси. Тое же зимы бысть число, и източаша (переписали) всю землю Русськую, толка не чтоша кто служить у церкви".
Стоит сказать о двух сборниках ханских ярлыков, данных русским митрополитам в XIII-XIV в. Ярлыки были переведены на русский язык с подлинников, сохранявшихся в митрополичьей казне. Эти сборники были составлены в конце XV - начале XVI в., когда монгольская держава, казалось бы, окончательно пала. Вот что пишет составитель сборника: "Вы же православнии князи и бояре, потщитеся к святым церквам благотворение показати, да не в день судный от онех варвар посрамлени будете". То есть ордынские ханы - пример для Рюриковичей в усложнившейся проблеме "благотворения" церкви. За что же церковь получала подобное "благотворение"? Конечно, за полное свое подчинение ордынским правителям. "И как сед (митрополит) в Володимери, богу молится за нас и за племя наше в род и род и молитву воздает. То есмы возмолвили: ино никаковая дань, никоторая пошлина, ни подводы, ни корм, ни питие, ни запрос, ни даров не дадут, ни почестия не воздают никакова; или что церковные: дома, воды, земли, огороды, винограды, мельницы, - и в то ся у них не вступает никто, ни насильства не творят им никакова..." Вот так. Вспомним сформированный исторической наукой и традициями исторического романа образ "объединителя" и "собирателя земель". Да, такой "собиратель-объединитель" мог бы сопротивлятся "новой власти", но для того, чтобы подобному характеру, типу развиться, надо было, чтобы несколько поколений Рюриковичей сделали своей постоянной практикой предательство, т.е. предавали бы своих братьев "новой власти". Именно подобное предательство лежало в основе политики Александра Невского, Ивана Калиты, Ивана III. После смерти Ярослава, великого князя Владимирского, на престол садится его младший брат Святослав-Гавриил. Сыновья Ярослава тотчас выказали свое недовольство возвышением Святослава. Александр и Андрей едут в Орду, а Михаил Хоробрит сгоняет Святослава с престола. Те проблемы, с которыми прибыли братья Ярославичи, не были решены в Сарае, Батыем. Братья были отправлены в монгольские земли, в ставку великого хана всех монголов - в Каракорум.
Пикантная подробность: в Каракоруме братья застали не хана Гуюка, уже умершего, и не хана Мункэ, вступившего на престол позднее, но вдову Гуюка, Огул-Гаймиш. Кажется, ее никто не выбирал правительницей, она заняла великокняжеский трон самовольно и соответственно правила недолго. Но Александр и Андрей побывали в Каракоруме именно в тот период ее правления. Мы можем думать, что Андрей Ярославич добыл ярлык на великое княжение владимирское, самым простым способом, то есть близкими отношениями с правительницей. Александр получил великий стол в Киеве, совершенно для его планов ненужный и не престижный.
Летописи указывают на то, что Александр вновь отправился в Орду, где жаловался хану Сартаку, сыну Батыя, на то, что Андрей получил ярлык на великое княжение "не по старшинству" и не выплатил "выход" - денежное приношение хану, а также не платит дани. Из Сарая Александр вернулся с ярлыком на великое княжение Владимирское. Русская летописная традиция сходится на том, что Александр навел на брата войска Орды, и Андрею, захваченному врасплох, пришлось защищаться, а затем бежать в одно из скандинавских королевств.
В русском летописании живет фраза Андрея Ярославича и в двух разных вариантах она выглядит почти одинаково: "Господи, что есть, доколе нам межь собою бранитися и наводити друг на друга татар, лутчи ми есть бежати в чюжую землю, неже дружитися и служити татарам!" "Господи! Что се есть, доколе нам меж собою бранитися и наводити друг на друга Татар, лутчи ми есть бежати в чюжую землю, неже дружитися и служити Татарам!". [Очень трудно удержаться от мысли, что эта фраза сказана немцем, плохо владеющим русским языком]
Монголы на захваченной территории практиковали не оккупацию, а установление вассальной зависимости покоренных правителей. Такая же судьба постигла и Рюриковичей, покорившихся Орде, они стали ее вассалами. Эта зависимость была унизительной. Для "сбора дани" (налогообложения) сформировался институт баскаков, но затем монголы доверили сбор налогов самим Рюриковичам. Для упорядочения сбора налогов и набора людей в ордынскую армию монголы практиковали "число", т.е. перепись населения. Вот эти действия новой власти и могли вызвать то, что называется всеобщим недовольством. "Число" вызвало сопротивление. Именно подобное сопротивление приходилось неоднократно подавлять Александру Невскому. Однако "число" все же проводилось. И тогда встает вопрос о служении в ордынских войсках. Эта служба практиковалась. Вовсе не случайно, церковь прокламировала именно Александра Невского в качестве "защитника народных интересов", хотя суть его политики заключалась в подчинении ордынцам, способствующим усилению его власти. Ради этого достижения власти, он безжалостно подавлял восстания против "числа" и предавал своих братьев и родичей. И монголы помогали ему в его борьбе за Север, в борьбе, которую он вел с немецкими католическими орденами.
С "воцарением" монголов, церковь фактически освобождалась от попыток Рюриковичей отстаивать примат светской (княжеской) власти перед церковной. Церковь получала небывалые имущественные, землевладельческие права и льготы. И подчеркнем - "толерантные" язычники никак не намеревались вмешиваться в церковные дела, и уж тем более не интересовали их вопросы догматики. Монголы дали русской церкви возможность небывалого возвышения, и она эту возможность использовала в полной мере. Александр Невский также понял, вероятно, что уничтожение монголами его мятежных братьев и родичей дает ему возможность укрепить свою власть. Контакт с возвышавшейся и фактически неподконтрольной Рюриковичам церковью был ему выгоден. Духовенство сделалось силой. Рюриковичи были для монголов просто вассалами, а духовенство - это были жрецы "чужих" богов, и "чужих" богов следовало задабривать, чтобы они не причиняли зла, и соответственно, следовало задобрить их жрецов. Вероятно, ни одному Рюриковичу не приходилось прежде так зависеть от церкви, как Александру Ярославичу, вот где он должен был проявлять себя "великим дипломатом", отстаивая свои права правителя. Но, вероятно, он на этом поприще преуспел, поскольку церковь щедро отплатила ему, заложив основы его культа; впрочем, первоначально это был не культ "защитника народных интересов", но культ "борца за веру", "борца с латинством" (католичеством).
Впрочем, вероятно не случайно, оформление в XIII в. самого этого образа "борца за правильную веру", ведь именно в XIII в. Рюриковичи вступают в контакт с немецкими рыцарскими орденами; и особенно интенсивен был этот контакт у Александра Ярославича, и естественно, при таком контакте, рядом с князем находятся духовные лица. Русское духовенство относится к орденам с определенным уважением. Так например, в известном "Житии" Александра, доказательством его известности, служит именно визит к нему магистра рыцарского ордена: "... некто силен от Западной страны, иже нарицаются слугы Божия, от тех прииде... именем Андреяшь...". (Вероятно, имеется в виду Андеас фон Фельзен, вицемагистр Ливонского ордена)...
Нам кажется, что мы о нем все знаем, что мы чуть ли не видели его вживе. Однако, увы, это ощущение "знания" возникает у нас вследствие того, что "образ Александра Невского" давно уже стал обязательным элементом официозной пропаганды. Лучше всего мы конечно знаем известный фильм Эйзенштейна с прекрасной музыкой Прокофьева и Александром Невским - Черкасовым. Далее - триптих Корина, рисунок Верещагина; степные росписи - Семирадского, в храме Христа Спасителя в Москве, и Нестерова - в Александрово-Невской лавре... В 1900 г. в честь юбилея Невской битвы была представлена в Государственном Эрмитаже выставка "Александр Невский в памятниках русской культуры".
Но... заглянув на страницы летописей, мы видим, что не всегда оценивают его положительно и не называют Невским. Так, Новгородская летопись рисует картину борьбы Александра с Новгородом, - за князем уже стоит Орда и потому он требует подчинения ему и выполнения ордынских распоряжений. Александр пытался создать в Новгороде свою проордынскую партию "вятших" - подкупленной обещанием льгот верхушки духовенства и боярства... "... и рекоша меншии у святого Николы на вечи; братье, ци како речеть князь; выдайте мои вороги, и целоваша святую богородицю меншии, како стати всем, любо живот, любо смерть за правду новгородьскую, за свою отцину; и бысть в вятших совет зол, како победити меншии, а князя ввести на своей воли..." Любопытно, что "Невским" Александр не зовется и в "Житии". Из летописных известий мы знаем, что Александр был женат на дочери полоцкого князя Брячислава, неизвестной по имени. Затем появляются у него жены с именами: Александра и Васса.
Имеется довольно ясное изображение отца Александра, Ярослава- Феодора, в церкви Спаса на Нередице близ Новгорода. Это так называемый "ктиторный" или "донаторский" портрет (стенная роспись), то есть изображение основателя (или украшателя) данного храма с моделью этого храма в руках. У Ярослава-Феодора - огромные черные глаза и крючковатый нос, лицо смуглое. Он выглядит настоящим греком. Впрочем, гречанкой была его бабка, мать Всеволода Большое Гнездо. Подобная внешность чаще всего наследуется. Так что и сыновья Ярослава могли так же выглядеть.
Отношения Александра с Русским Севером - с Новгородом и Псковом - трагическая страница русской истории. В отношении Севера, Александр продолжил политику своего отца, который всячески пытался подчинить Новгород и несколько раз пытался оставлять на новгородском княжении своих сыновей-подростков, - Федора и Александра. В сущности, история взаимоотношений Ярослава и Александра с Новгородом - это история постоянных конфликтов. Из них особенно известно трагическое проведение "числа" в Новгороде, когда Александру с трудом и с помощью ордынских войск удалось подавить возмущение новгородцев; жестоким казням были подвергнуты участники возмущения, зачинщики. Примкнувший к новгородскому возмущению, сын Александра Василий был подвергнут опале и казнен. Страшные казни и пытки, вовсе не редкость для средних веков. Не редкость и для Рюриковичей. Ново было лишь то, что князь Рюрикович действовал в качестве "карательного проводника" интересов новой власти, которую он принял над собой. "Число" было проведено по всей Руси - теперь население русских городов должно было платить налоги новой власти и служить в армии этой власти.
Канонизация Александра Невского в XVI в., написание его жития, популяризация его в качестве "защитника отечества" дело рук первоначально духовенства, затем потомков Александра, "начинающих абсолютистов", которым необходимо было опереться на некий прецендентный образ сильного и властного правителя в прошлом. Вероятно, современниками Александр воспринимался как представитель и проводник всесильной ордынской власти. Свое "самодержство" он основывает на силе ордынских войск. Надо сказать, что еще более, чем Рюриковичам, пригодился Александр Невский их преемникам, Романовым. Ведший десятилетиями войны со шведами, Петр I назвал именем Александра монастырь, заложенный в 1710 г. у впадения Черной речки в Неву. В Алексанрово-Невскую лавру перенесен был прах Александра. Но и после Романовых, Александр продолжал верно служить определенной государственной модели, прокламирующей сильную тоталитарную власть. Не случайно, фильм об Александре явился первым в известной фильмовой трилогии: "Александр Невский", "Иван Грозный", "Петр Первый". Кстати, именно в правление Ивана Грозного, Невский был канонизирован.
Разумеется, никаких свидетельств популярности Александра Невского "в народе" не обнаружено. Он становится популярен не в качестве "живого лица", но именно в качестве "мифического героя официальной истории". Уже в советский период Александр Невский прокламируется в пропагандистских сочинениях, "как правитель близкий народу", понимающий нужды народа. Следует остановится и на оценке деятельности Александра зарубежными историками. Это важно, поскольку деятельность Александра непосредственно затрагивает историю Германии и скандинавских стран.
Задается вопрос: а зачем, с сущности, свейским полководцам было предпринимать поход на Неву (речь идет о Невской битве)? Хотели ли они завоевать Новгород?.. Подчеркивается скудость известий о битве на Неве и зависимость их от позднего текста "Жития". Описания этой битвы нет в Лаврентьевской летописи, нет и в Троицкой. Краткие упоминания имеются в Псковской летописи, начатой век спустя после события на Неве, то есть в XIV в. В рифмованной шведской хронике "Эрикова сага" также не упомянута битва на Неве (этот источник относится к XIV в.). Впрочем, столкновение Александра со шведами на Неве могло состояться, если поход свеев на тавасов ("емь") состоялся в конце 30-х годов XIII в.; однако некоторые историки датируют этот поход концом 40-х годов. Таким образом, столкновение на Неве, в котором по кратким упоминаниям в Псковской летописи, погибло 20 человек, если и состоялось, то не могло иметь такого значения, какое приписано ему в "Житии", где событие это гиперболизируется посредством реминисценции и оборотов, заимствованных из библейских книг и из "Истории Иудейской войны" Иосифа Флавия, античного историка, рассказывающего о покорении Римской империей территории Ближнего Востока ("Житие" сравнивает Александра с Давидом, Соломоном, Моисеем и Иисусом Навином...) Новгородская летопись упоминает под 1228 г. об отказе Пскова присоединится к походу Ярослава-Феодора на немцев. Как известно, вскоре пришлось покинуть Новгород и сыновьям Ярослава, которых он оставил в качестве своих наместников. Псков и Новгород, в сущности, находились в состоянии выбора: немцы или Рюриковичи.
Брат епископа Альберта был женат на дочери псковского князя, того же Владимира Мстиславича, выдавшего другую дочь за брата епископа Теодориха. Псковичи принимали участие в военных действиях Ордена меченосцев против эстов. Желанным союзником этот орден представлялся и для Новгорода. В 1233 и 1240 г. войска Ордена вводились в Изборск и Псков для защиты от действий Ярослава-Феодора, по просьбе псковского князя Ярослава Владимировича. Орден меченосцев продолжал быть союзником новгородцев на протяжении всей своей истории. Новгородцы и псковичи неоднократно выступали союзниками крестоносцев. В 1240 г. Орден меченосцев сливается с Тевтонским орденом. Новое орденское государство воспринималось Невским как серьезный соперник в его планах укрепления своей власти на Русском (и не только русском) Севере. Политику Новгорода и Пскова с их "западной ориентацией" Александр, великий князь Владимирский, воспринимал, как "изменническую", именно в отношении его самого в качестве великого князя и его родичей, подчинившихся ему.
Однако "монголизация в исламированном варианте" наложила сильный отпечаток на жизненный уклад русской аристократии (затворничество женщин, ордынские варианты одежды и украшений и т.д.). Происходит процесс "монголизации" русской знати. Рассматривая позднейшие русские родословия, можно выделить четыре разряда аристократии: Рюриковичи, Гедиминовичи, потомки монгольских (татарских) вельмож и полководцев, принявших христианство, и потомки выходцев из Европы, перешедших на службу к Рюриковичам. Наиболее многочисленный разряд составляют потомки татарских мурз.
Одновременно прогрессирует и византинизация знати, вызванная упадком Византии. В 1453 г. пал Константинополь, на Балканском полуострове окончательно укрепилось государство османов. Русское духовенство осознает себя фактически единственным "репрезентатором" православия, и соответственно, Рюриковичей - единственными и естественными наследниками приличествующего "хранителям истинной веры" державного уклада - Византийской (Ромейской) империи. Отсюда, ставшее классическим утверждение Пересветова о "третьем Риме"; отсюда и "Домострой", долженствующий "научать" жизни "на правильный, ромейский лад". В новом государственном образовании, в Московии, в сфере государственного устройства, доминировать будет именно "ордынская модель". Монгольская модель четко вычленила "центр", долженствующий "процветать" и кое-как перебивающиеся "провинции". На Руси торжество подобной модели означало возвышение Московского княжества - гнезда угрофинских топонимов, региона "не собственно русского". Московское княжение становится "великим столом". Вероятно определенную роль для ордынцев играло то, что Владимир и Москва находились в управлении потомков Александра; в отличие от Тверского княжества, где правили потомки его брата Ярослава-Афанасия, "запятнавшего" себя в глазах Орды определенным непокорством. И конечно Москва переняла у Владимира эстафету подчинения ордынской (а значит и московской) власти Новгорода и Пскова; карательные функции Владимира, управляемого Александром, в отношении Русского Севера были для Орды очерчены четко. Возвышение Москвы сделалось возможным только за счет военных расправ над Тверским княжеством и Русским Севером, которым в новом государственном образовании отводилась роль "провинций" (эта роль исполнялась в отношении Москвы, всеми городами России, и в частности, Русским Севером).
После смерти Александра осталось трое сыновей: Дмитрий, Андрей и Даниил. Они очень даже достойны своего отца; они, можно сказать, свято исполняли его заветы. Андрей и Даниил дружно боролись за получение ярлыка на великое княжение (владимирское). Боролись они дружно с братом Дмитрием. Особенно отличался Андрей Александрович, то и дело приводивший из Орды войска для "укрощения" Дмитрия. Один из таких походов - "Дуденева рать" - ударил по Руси новым опустошением. Даниил - первый московский Александрович, отец Ивана Калиты, и... святой. О нем сохранилось мало сведений и неясно, каковы его духовные заслуги. Грех обсуждать церковные установления. Младшему сыну Даниила, известному Ивану Калите, удалось получить желанный ярлык и стать великим князем Владимирским. Он добился этого простым "дедовским" способом: два раза подряд он помогает в сборе дани, вновь и вновь "наводя" на русские земли войска Орды. В третий раз Ивану Даниловичу "повезло" на "законных основаниях", в качестве руководителя большого карательного отряда, посланного "властью", он разоряет Тверь, где вспыхнуло восстание против представлявшего Орду Чолхана. С помощью все тех же ордынских войск Ивану Калите удалось присоединить к Московскому княжеству Ростов, Углич, Белоозеро. В его действиях нет своеобразия, действия эти - всего лишь продолжение политики его деда Александра.
Двое сыновей Ивана Калиты, Симеон и Андрей, умерли от чумы. Ивану Ивановичу в борьбе за желанный ярлык пришлось столкнуться с Константином Васильевичем Суздальским. Орда предпочла Ивана, который правил всего пять лет (1354 - 1359). После его смерти остался маленький сын Дмитрий (Донской). Ему вновь пришлось столкнуться с суздальским претендентом. А в 1366 г. Дмитрий Иванович и Владимир Андреевич Серпуховский (двоюродный брат Дмитрия) приказали выстроить в Москве белокаменный Кремль. Вместе они выступили и на Куликовом поле. Обычно указывают на то, что уже через два года после Куликовской битвы, Москва была сожжена Тохтамышем.
(Продолжение следует.)
Джерело: http://www.viche-info.com/index.php?option=com_content&task=view&id=111&Itemid=6 |