У восточных берегов Африки пираты захватили украинское судно с украинским оружием. Украинский экипаж не применил ничего из этого оружия, чтобы отбить атаку пиратов…
Удобный флаг над неудобным судном
24 сентября 2008 года мимо неспокойных берегов Сомалийского полуострова Африки шло и никого не трогало мирное украинское судно «Фаина» с грузом из 33 танков, ещё большего количества гранатомётов и «достаточного» количества боеприпасов ко всему этому арсеналу.
Чтобы показаться ещё более мирными (а также платить меньше портовых сборов), судно с экипажем из 17 украинцев, 3 россиян и 1 латыша шло под флагом Белиза. «Белиз – это в Америке», - поглядел на карту политически грамотный главарь пиратов и рассудил: «Американцы – богатые люди. Если я захвачу этот приз, они мне заплатят большой выкуп».
Сказано – сделано. На лёгких катерах с пулемётами отважные негритянские мореплаватели ринулись в погоню за «Фаиной», догнали её и захватили.
Захватили и стали требовать выкуп – ни много ни мало 35 миллионов долларов. Это примерно соответствует совокупной цене трёх десятков подержанных Т-72 с зипом и боезапасом. А чтобы судовладелец шевелился быстрее, пираты заразили моряков малярией и сообщили об этом в эфир.
Судовладелец, не имеющий лишних 35 миллионов американских президентов, обратился в соответствующие государственные структуры, в том числе имеющие отношение к данной грузоперевозке.
Общепринятая подлость
Грузоотправитель – «Укрспецэкспорт», государственный украинский монополист в области экспорта оружия, дистанцировался от происшествия, заявив, что с момента погрузки, согласно условиям сделки, груз принадлежит правительству Кении. Мол, вы оплатили, мы поставили, остальное нас не волнует.
Как и полагается нормальным буржуям из советской пропаганды, «УСЭ» открестился от неприятностей. Впрочем, почему же только из советской? Вот, в России по загадочной причине взорвался самолёт с генералом Трошевым – и авиакомпании, начиная с большого «Аэрофлота», принялись поспешно заявлять о прекращении сотрудничества с «Аэрофлотом-Норд», непосредственным владельцем взорванного самолёта… Когда на карте судьбы многомиллионных прибылей – судьбами людей принято пренебрегать. Есть, мол, государство, обязанное с наших налогов нас беречь и спасать – вот пусть и спасает…
Исключений из этого подлого правила очень мало. Единственное известное мне – это американский миллиардер Росс Перо, в дни Исламской революции в Иране организовавший побег из тамошней тюрьмы четверых своих сотрудников и их эвакуацию из пылающего Ирана. Об этом есть книга – «On the Wings of the Eagles» – буквально «На крыльях орлов». Не знаю, переводилась ли она на русский или украинский язык (я её читал в подлиннике) – но пора, пора! Назрела срочная необходимость в её издании массовым тиражом, дабы перед глазами отечественных олигархов и директоров был правильный пример.
Кому война, а кому мать родна?
Поскольку Украина оказалась не в состоянии отправить в Красное море на спасение своих граждан боевой корабль (что само по себе прискорбно), нашей державной слабостью поспешили воспользоваться державы покрупнее: Россия и Америка.
Соединённые Штаты направили к берегам Сомали эсминец «Хауард». Лицезрея артиллерийские и ракетные установки американского эсминца, сомалийцы быстро скинули сумму выкупа за «Фаину» с 35 до 5 миллионов долларов. Но – обратите внимание! – от самой идеи выкупа не отказались! И ни военные, ни дипломаты США не стали додавливать пиратов, требуя безоговорочного возврата судна и груза. А зачем требовать? Не своё же…
Россияне вообще насмешили, отправив к сомалийским берегам сторожевой корабль «Неустрашимый». Хохма здесь в том, что этот корабль приписан к Балтийскому флоту. Всякий, кто знаком с географией, задаст резонный вопрос: «Если в Красное море гонят корабли с далёкой Балтики, то зачем России Черноморский флот? Грузин пугать? Севастопольцев развлекать морскими парадами?»
Случайно ли российские масс-медиа принялись ненавязчиво сравнивать поставку украинских танков кенийцам и грузинам, сомневаясь в законности как первой, так и второй?
Не обошлось и без желающих нагадить ещё кому-нибудь, в истории с «Фаиной» прямо не замешанному. Так, после захвата украинского судна с танками на борту интернет вдруг заполнился утверждениями о том, что захваченный сомалийцами 21 августа иранский химовоз «Iran Deyanat» перевозил не что-нибудь, а химическое оружие!
И тут уж невольно начинаешь задумываться: а случайно ли американцы не возражают против выплаты пиратствующим неграм чужих (украинских) 5 миллионов баксов? Хороший повод для нападения на Иран стоит тысячекратно больше!
О воле к борьбе
И в заключение не удержусь от цитирования великого и ужасного Адольфа Гитлера. Когда чехи, обладавшие сильной армией, мощной военной промышленностью и непробиваемыми укреплениями, согласились без боя отдать Германии Судетскую область, фюрер заявил: «Крепость бетона ничего не значит, если слаба воля к борьбе!»
Ладно, 33 танка в трюме: могли и не суметь достать при надобности. Это во Вторую Мировую в караване PQ-17 бронетехнику вперегруз крепили на палубах и применяли по врагу – а в наш цивилизованный век оружие пакуют по-штатному… Но гранатомёты достать – велика ли проблема? Выстрелить из РПГ – велико ли искусство? Ладно, люди по 20 лет оружия в руки не брали… Но если припекло – а их таки припекло – то почему бы не взять? На борту 21 человек – так почему бы не дать залп из десятка стволов? Ведь одного попадания гранаты достаточно, чтобы уничтожить пиратский пулемётный катер…
В хорошем российском фильме «Война» чеченский пастух по имени Руслан Шамаев, получая гранатомёт из рук русского солдата удачи, говорит: «Не каждый нохчо умеет баранов пасти, но каждый умеет стрелять!» Так неужели украинские моряки невежественнее чеченских чабанов? Неужели из 17 украинцев не нашлось ни одного, способного выстрелить из гранатомёта?
Ладно, латыш: Латвия ныне едва ль не самая мирная в Европе. Ладно, россияне, привыкшие надеяться на Дважды Краснознамённый Балтийский Флот и лично на Премьера Утонувших Подлодок. Но украинцы, наследники казаков?! Почему никто (!) не сорвал пломбы с груза и не применил его по врагу?
Тварь ли я дрожащая или право имею?
Капитан «Фаины», согласно ст. 62 Кодекса торгового мореплавания Украины (КТМУ), был обязан «в случае военной опасности, пиратских действий принять все необходимые и возможные меры для спасения пребывающих на судне людей и недопущения захвата судна, документов, груза и другого имущества, находящегося на нём». То есть, применив любые средства по пиратам, капитан был бы оправдан любым судом, даже если бы на него попытались «повесить» какое-либо нарушение.
Может быть, капитан не успел вскрыть груз? Может быть, ящики с гранатомётами лежали в дальнем углу трюма? Но ведь было известно, куда идти надо. Были на слуху примеры российского буксира «Свитцер Корсаков», французской яхты «Ле Понан», испанского траулера «Пайя де Блакио», японского судна «Стелла Марис», сухогруза «Лиман Тимбер», а также судов «Амия Скан», «Ареан» и многих других, захваченных сомалийскими пиратами в 2008-м году.
Прокладывая курс мимо таких берегов (а по-другому до Кении отсюда не дойдёшь – разве что вокруг всей Африки), капитан обязан был предусмотреть контрпиратские меры. Какие, кстати?
Согласно статье 63 КТМУ, капитан имеет право на владение табельным огнестрельным оружием и применение его для обеспечения личной безопасности и безопасности людей и имущества, пребывающих на судне. Было ли у капитана «Фаины» оружие? Достаточной ли огневой мощи? А если недостаточной – то почему не вскрыл груз? Ведь капитан имел на руках документы на груз…
Любой ущерб, нанесённый имуществу и людям, если он был меньше предотвращённого (а отражение нападения ценою нарушения целостности пломб и расхода части перевозимого боезапаса с юридической точки зрения выглядело б именно так), образует состав крайней необходимости (ст. 39 УК Украины). Само же применение оружия для отражения атаки пиратов защищено не только вышеприведённой статьёй 62 КМТУ, но и статьёй 36 Уголовного кодекса («Необходимая оборона»).
Оружие – народу!
Значит, моряки вправе защищаться! И это право необходимо воплотить, обеспечив его технически и организационно. В сейфе у капитана должен быть не только «макаров» для усмирения бунта на борту, но и РПК, и даже РПГ-7 для борьбы с пиратами.
В условиях крушения системы международного права на море, как и на суше, торжествует право сильного. В этой ситуации единственно правильным и разумным является возвращение к старой доброй практике, когда каждое торговое судно оборудовалось артиллерийскими орудиями, весь командный состав не расставался с пистолетами, а прочая команда – с ножами.
Если государства не могут защитить своих граждан – то пусть это сделают сами граждане. От государства достаточно просто не мешать. Оружие – народу!
Дмитрий Киселёв
|